Previous Entry Share Next Entry
Норвегия, транспортировка велосипеда поездом
norgesyklist
Норвегия - до безобразия культурная страна. Будьте готовы к тому, что на каждом шагу вас будет подстерегать бизнес-класс.
Случалось ли вам успокаивать соседей по плацкартному купе словами "да возил я уже, не ... он с верхней полки"? Доказывать проводнице что вот эти мусорные пакеты – и есть то самое «зачехлить вел»? Забудьте те славные времена абсолютной халявы! В Норвегии вашему двухколесному другу требуется оплаченный билет по четкому тарифу (175 NOK вне зависимости от направления и растояния), и взамен полагается отдельное место в специальном веловагоне. Дальше, как водится, много деталей: оказывается, веловагоны цепляют не ко всем поездам, а вело-билеты не продаются по интернету.

Обычный билет можно купить четырьмя способами: через интернет (cайт www.nsb.no), в автомате на вокзале (есть даже на маленький станциях), в кассе на вокзале (я знаю только одну - на центральном вокзале в Осло), и у проводника (уже по ходу движения поезда). Ценообразование отличается от цен на РЖД, и работает по принципу цен на авиабилеты (купил заранее = купил дешево по тарифу mini-pris; иначе - как повезет).

Билет для велосипеда покупается абсолютно отдельно от билета для его хозяина. Вело-билет можно купить либо у проводника, либо заранее в кассе. Ни через интернет, ни в автоматах по продаже обычных билетов купить вело-билет нельзя. Количество вело-билетов на поезд ограничено, поэтому nsb советует покупать их заранее. Я ни разу в такую ситуацию не попадал, и уверен что для +1 велосипеда (и, скорее всего, для +3 велосипедов) место всегда найдется. Для группы из 5+ заказывать билеты заранее имеет веский смысл. Наверняка на сайте nsb должен быть телефон/email, по которому с ними можно заранее связаться в такой ситуации.

Поезда (tog, или toget есть речь о конкретном поеде) делятся на Local Tog (электрички) и Regional Tog (междугородние). В электричках есть что-то типа тамбура (вместительной площадки сразу после входа), на которую в принцепе помещается до трех велов. Local tog ходит только на короткие растояния (идет максимум час), так что стоять рядом с велом в тамбуре будет вполне адекватным решением. Электрички весьма актуальны для однодневных поездок вокруг Oslo. Советую садиться в вагон со значком детской коляски – там скорее всего будет дополнительное пустое место, которое можно заюзать в корыстных велоцелях.

Norwegian "local tog"

Но для крупых покатушек по Норвегии вам скорее всего понадобиться Regional tog. Эти,  в свою очередь, делятся на два вида: со специальным вело-вагоном и без него. При покупке билета на сайте www.nsb.no об этом говорит специальный значок велосипеда (см. скрин-шот ниже по тексту). О покупке билета в такие поезда я уже писал выше. Вело-вагон следует понимать буквально – это отдельный грузовой вагон в составе пассажирского поезда, куда велы можно грузить десятками (не снимая набитые велосумки-штаны). 

NSB ticket

При перевозке вела на дальние растояния (Oslo – Trondheim, Trondheim – Bodo, Oslo – Bergen, Oslo – Stavanger) заранее забронировть место в вело-вагоне будет, на мой взгляд, хорошим решением. Во всяком случае, это стопроцентная гарантия что ваша покатушке не обломается об принципиальность контролера.
В остальных случаях – легкий шоссейный велосипед, при ПВД (покатушках выходного дня) вокруг Осло, или же при отсутствии вело-вагона в поезде, – можно надеяться на халяву и русский авось.

Угадать по внешнему виду поезда есть ли в нем вело-вагон достаточно сложно. Например, в футуристичных обтекаемых поездах в стиле французского TGV он может присутствовать, а может нет. Такие TGV-подобные поезда похожи на понтовую электричку, но в отличии от LocalTog они едут на большие поезда и не имеют тамбура. Я возил вел в таком только один раз (правда, нахяляву). Первый или последний вагон в таких поездах --- это бизнес-класс (“NSB Komfort”). В противоположном конце поезда от NSB Komfort должен быть вагон со значком люльки, туда-то я свой шоссейник и поставил. И мне повезло что вел был чистым :)
В реальности то что я назвал TGV-подобным поездом выглядят следующим образом:

NSB Regional tog - TGV style, no byke-vagon


Подводя итог,
• Человеческие билеты (для себя, не для вела) покупайте заранее – будет дешевле (это называется “mini-pris”). Продажа на сайте www.nsb.no открывается за три месяца. Летом дешевые билеты разбирают очень быстро (уже за 2.5 месяца может быть в два раза дороже чем “mini-pris”).
• При перевозке вела в электричке (“Local tog”) везите вел в тамбуре, нахаляву.
• При перевозке вела в междугороднем поезде (“Regional tog”) без специального вело-вагона стоит спросить совета у кондуктора. При отсутствии кондуктора в поле зрения стоит заходить в вагон со значком детской каляски. Очень удобно притянуть тормозную ручку к рулю, что бы залочить тормоза (обычным шнуроком, например, или эластичное жгутом от рогатки). В случае off-road покатушки при плохой погоде стоит заранее хорошо помыть вел и подумать про чехол. Имейте в виду, что TGV-подобные поезда  чрезвычайно чистые внутри.
• При перевозке вела в междугороднем поезде (“Regional tog”) со специальным вело-вагоном стоит заранее оплатить место в вело-вагоне. Особых проблем с грязным велом нет. При посадке показывайте вело-билет проводнику, он откроет вам вело-вагон и поможет загрузиться.

Удачи и приятного путешествия норвежским железно-дорожным транспортом!

?

Log in